«Я никому не поверю, что есть на нашей земле места скучные и не дающие никакой пищи ни глазу, ни слуху, ни воображению, ни человеческой мысли. Только так, исследуя какой-нибудь клочок нашей страны, можно понять, как она хороша, и как мы привязаны сердцем к каждой ее тропинке, роднику…», - писал Константин Паустовский.
Прочитав эти строки великого русского писателя, я подумал: как же мудро и точно он подметил! Все это как нельзя лучше относиться к моей малой родине, поселку Горьковский, станции имени Максима Горького или «Максимке», как любовно окрестили его сами жители.
Мой поселок имеет свою историю, и она далеко не скучная. Нашему поселку 239 лет. Это немного, но и не мало. За это время он трижды сменил свое название и назначение - от деревни до населенного пункта городского типа.
1774 год. К Царицыну подошел Емельян Пугачев со своим войском. Комендант города Иван Еремеевич Цыплетев, умело организовав сопротивление восставшим, не пустил пугачевцев в Царицын, за что вскоре был произведен Екатериной II в бригадиры и пожалован землей. Землю Цыплетеву выделили в 15 верстах от Царицына в верховьях реки Царицы Отраденской волости. Основанное здесь поселение комендант назвал в память об умершем в детстве сыне Алеше – Алексеевкой.
До начала XIX века деревня была совсем небольшой, здесь насчитывалось всего восемь дворов с 40 душами мужского пола и 32 женского, которые занимались сельским хозяйством. Впоследствии село переименовывалось несколько раз, называлась в разные времена Воробьевкой, Ворыпаевкой, Воропановкой, а также хутором Крутеньким, станцией Крутой и Воропоново (по имени Воропоновых- владельцев деревни дворянского рода прославившихся своей меценатской деятельностью).
В начале XX века здесь существовала сортировочная станция Крутая. Лишь в начале XX века, став узловой и значительно увеличив свои мощности, станция Крутая прославилась еще и тем, что в 1889 году здесь работал весовщиком Алексей Пешков, известный в будущем писатель Максим Горький.Здесь состоялись первые литературные опыты Алексея Максимовича, именно в нашей Дубовой балке он создал одно из своих первых произведений - «Песнь старого дуба». Вот какой увидел нашу станцию в далеком 1889 году молодой Алексей Пешков: «На Крутую меня направили весовщиком, но вешать там было нечего, и обязанность моя заключалась в проверке грузов…Станция стояла «на пустом месте», как говорил ее начальник. Кроме станционных зданий, никаких жилищ кругом не было, и не было никаких людей, кроме служащих. Казалось, что на Крутой, всегда, зимой и летом, буйствовал ветер, а в тихие летние ночи людей истязали комары…»
Если совершить небольшую прогулку по нашему поселку, то можно увидеть, как много напоминает в нем о Максиме Горьком. Улицы имени Горького, памятник писателю у Дома культуры, мемориальная доска на здании депо нашей станции, ну и, конечно же, название самой станции и поселка, выросшего близ нее, - все несет отпечаток великого имени.
Комментариев нет:
Отправить комментарий