8 ноября 2013 г.

Село Гусиное Озеро: Ветеран войны Соковиков Пётр Владимирович


В нашем селе Гусиное Озеро живёт ветеран Великой Отечественной войны, которому исполнится в этом году 93 года. 

Вся его жизнь связана с историей района. К 90-летию Селенгинского района предлагаем очерк о его жизни и судьбе. Соковиков Пётр Владимирович родился 21 декабря 1920 года в с.Елань,Бичурского района Б-М АССР. Отец – Владимир Александрович Соковиков, колхозник, мать – Евдокия Никифоровна.

 «В семье было нас четверо: два брата, две сестры, - рассказывает ветеран. - Брат Роман работал в депо, ездил на паровозах, потом в тех.отделе- инженером, после уехал в г.Братск. Я учился в Окино-Ключах, там окончил 7-ку, немного поработал в своём колхозе и поехал в г.Улан-Удэ поступать в ФЗУ, что на Лысой горе. Проучился всего 3 месяца, так как стипендия была маленькая – 30 рублей, не хватало ни на что. Приехал из Елани мой друг – Гришка Шиханов и сманил меня учиться на учительские годичные курсы при институте усовершенствования учителей. Сдали мы экзамены и направили меня в Бичуру школу имени А.С.Пушкина учителем начальных классов. Артомонов был заведующим школой.

3 октября 1940 года призвали в ряды СА. Со всего района нас, призывников, много было. Попал я служить во Владивосток на Тихоокеанский флот. Неделю ехали на поезде, потом месяц – карантин. Жили в пионерских лагерях, корпуса не отапливались, холодно. После перевели в казармы в п. Романовка, учили военному делу, потом год - на связиста. Я хорошо окончил курсы, отлично знал азбуку Морзе, работу на локаторе, пеленгаторе.

Помню, как нам объявили о вероломном нападении фашистской Германии, о начале войны. Был ясный солнечный день, в гарнизоне – выходной. Мы с ребятами пошли в кино, показывали фильм «Костя-капитан». Вдруг в зал забегает дежурный по гарнизону и говорит: «Боевая тревога!». Мы прибежали в казармы, построились и нам сказали, что началась война. Затем по радио слушали выступление министра иностранных дел Молотова: «Говорит Москва, сегодня 22 июня в 6 часа утра на нашу Родину вероломно напала гитлеровская германия…»

Около нашей Романовки находился аэродром: бомбардировщики, истребители. Мы охраняли их, копали ниши, укрывали сеткой, маскировали, держали связь с самолётами, которые вылетали на разведку. На Востоке месяц непосредственно участвовали в боевых действиях в 1944 году с квантунской армией Японии.

Самый яркий эпизод сохранился у меня в памяти. Однажды наши самолёты вылетели бомбить базы противника, объекты города Сейсин, а пехота шла впереди. Я - на вахте, держу связь. Срочно приказ: бомбить нельзя, пехота наша впереди. Вернуться на полигон, бомбы сбросить, т.к. с ними садиться нельзя. Я быстро передал приказ. Самолёты вернулись на свой аэродром. За спасённые жизни и точное выполнение боевого задания нас наградили медалью «За боевые заслуги». Самолёты-разведчики сообщали мне информацию о скоплении противника, а я передавал в штаб полка координаты.
Японцы подтянули свою армию к нашим рубежам. Квантунская армия нагло лезла, провоцировала нас, распевали русские песни, говорили, что всё равно дойдут до Урала, это наша земля. Зря вы здесь стоите. Вели провокационную работу. Каждую ночь «снимали» наших часовых, незаметно подкрадываясь, прячась и маскируясь под местный ландшафт. Стоишь в карауле возле камышей, слышно, как тигры ходят, но можно было увидеть и двигающие кочки. Это враги прячутся, наших часовых вырезали почти каждую ночь! До чего хитрый и лихой народ японцы, дрались до последнего, пока командующий не прикажет сдаться. У города Сучан мы захватили целый полк японцев, держали их в плену в шахтах. Разного роста были японцы и маленькие, и большие, что интересно, на поясе-ремне у них висели куколки, вырезанные из дерева. Сколько детей, столько и куколок. Затем военнопленных через Манчжурию отправляли в Россию. Жили они и у нас в п.Гусиное Озеро.

В 1943 году больше половины наших войск отправили на Западный фронт. Нас осталось мало, только те, кто находился на самых необходимых, нужных должностях. Порой сидели на вахте без охраны сутками, без смены. А враги каждую ночь атаковали. Стрелковая часть стояла на постах в карауле, и мы, связисты, тоже. Корейцы также «охотились за оружием», убивали часовых, забирали трофеи.

Штаб ВВС находился во Владивостоке. Нами командовал генерал Раков, командующий тихоокеанским военным флотом был адмирал Юмышев. На Восточном фронте много погибло ребят, хотя мы всего месяц были в открытом море и принимали участие в боевых действиях. Эсминец, флагманский корабль, шёл впереди, а за ним целая вереница кораблей (22 судна). Обстреливали сильно, как забухает по палубе, а она бронированная, всё гремит, дрожит, грохот неимоверный, нас сразу переводили в нижние трюмы. Мы передавали сведения по взаимодействию между кораблями, если на далёкие расстояния, то азбукой Морзе, на близкие – в микрофоны. Бомбардировщики были пикирующие, летели в центре, а вокруг истребители. Они стояли на эсминцах и могли сразу подняться в воздух. Приказ - переместиться в лес, японцы бомбили зажигательными бомбами, обстреливали с береговых батарей и с кораблей. Уши закладывало, оглушало, слух постоянно был в напряжении…

День Победы встречали в своём гарнизоне – Романовка, недалеко от бухты Находка. День был хороший, ходили в кино, отдыхали, пели, танцевали, радовались, что закончилась война, что остались живы. Мой односельчанин – Лизунов ----- , с которым вместе призывались, погиб, его перевели на Западный фронт. Остались однополчане, они из разных мест: Ефремов Александр из Москвы, Тирин Василий из Ленинграда, Глушаев Николай с Урала, Степанов Дмитрий – земляк, работал после войны в Бичуре, Скуратов Иван Иванович, вместе призывались, он служил в Амурской флотилии.

Домой в родную Елань вернулся в 1946 году. Радостной была встреча с родными и близкими, с которыми не виделся 6 лет. Пошёл снова работать учителем начальных классов, заочно поступил учиться в г.Кяхту. В 1962 году приехал вместе с женой и детьми в п.Гусиное Озеро. Работал в школе №92 ВСЖД трудовиком, в ПЧ в столярной мастерской, немного в в/части. В 1980 году пошёл на пенсию.

Как участник ВОВ автомобиль так и не получил, т.к. вовремя не встал в очередь. Давали тем, кто имеет ранение или нет ноги, руки, нужно было лежать в госпитале, проходить комиссию, а у нас хозяйство… Писал президенту РБ Наговицыну В., он переправил письмо в соц.защиту, а там сказали, что вас нет в очереди, вы и так получаете хорошую пенсию, лекарства и другие льготы от государства по ЕДВ. Сейчас здоровье уже не то, через год мне будет 90 лет. Хочется поближе быть к дочери, которая живёт в п.Селенга. У меня три дочери и один сын, 6 внуков, 5 правнуков. Старшая дочь – Галина (1948г.) живёт в Биробиджане, закончила ВСГТУ, Лидия (1953г.) окончила ж/д техникум, Людмила (1957г.) энергетик, сын Николай 1951 г.р, получил инвалидность, ушёл в Армию здоровым, пришёл больным. Служил в войсках ПВО в Монголии. На мой запрос в ЗАБВО пришёл ответ: часть расформирована, ничем помочь не можем», - закончил свой монолог ветеран.

Вот такие проблемы у ветерана ВОВ - Соковикова Петра Владимировича, который рисковал своей жизнью, приближая победу нашего народа над фашистской Германией.

Каждый год 9 мая Пётр Владимирович приходит на митинг, посвящённый Дню Победы, радуется миру, солнцу и встрече с друзьями.

Владимир КРЕЧЕТОВ.
Республика Бурятия, село Гусиное Озеро.

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

память о войне нужно беречь

Отправить комментарий